Душа поет…НЕГАСНУЩИЙ ОЧАГ КУЛЬТУРЫ

119

Если откровенно, то во многих случаях культурно-просветительские учреждения (особенно в провинции) оказываются в положении бедных родственников, их финансирование осуществляется по остаточному принципу. К утонченной сфере культуры нередко относятся, как к чему-то второстепенному, ставя на передний план заботы о хлебе насущном. Дескать, в первую очередь надо развивать агросектор, систему образования, медицины, жилищно-коммунального хозяйства и так далее. Но это точно сказано не про Лиман, где со стороны власть предержащих отношение к пище духовной находится на должном уровне. Что и подтверждает наша беседа с директором Лиманского Центра культуры имени Горького Татьяной Дроздовой.

— Татьяна Алексеевна, а как давно вы здесь работаете?

— Если в качестве директора, то в этом году исполнилось четверть века, а, в целом, 27 лет. В 1992 году пригласили режиссером, и я пробыла два года на этой должности, а впоследствии, в 1994 году назначили директором.

— На ваш взгляд, местная власть она уделяет внимание культуре?

— Уделяет! Я должна отметить следующее: до всех этих тяжелых событий на Донбассе я не раз говорила коллегам: нам повезло, на проведение праздников есть деньги. А сейчас тем паче, финансирование предоставляется на год согласно календарному плану. На все общегородские мероприятия, к знаменательным и памятным датам выделяются средства, которые идут на приобретение костюмов, на решение всех организационных вопросов.

— То есть финансирования хватает?

— Вы же знаете, как в той поговорке: денег никогда много не бывает. И, конечно, на сегодняшний день зарплата клубных работников оставляет желать лучшего. А что такое сейчас творческий работник, понимаете? Они же у нас, в основном, все артисты. И надо иметь привлекательный внешний вид, за собой следить — особенно женщинам, да и не только им.

— Как получилось, что вы пришли в культуру?

— На тот момент культурой заведовала Валентина Ефремовна Шаповалова. И мы с ней пересекались по роду деятельности. До этого она возглавляла районное отделение Красного Креста. А я в свое время работала председателем городского Красного Креста, кабинет у меня находился в ЦРБ. Потом была реорганизация данной структуры, вот и пришлось оттуда уйти.

Но, если честно, я никогда не хотела быть актрисой, хотя немало этим искусством увлекалась в молодости. Очень любила телепередачи тех времен, например, «Ираклий Андроников рассказывает…», обожала все театральные теле- и радиопостановки. В общем, втянулась, а теперь даже не представляю, как можно покинуть свою работу.

— Так выходит, что вы медик по образованию?

— По образованию я — технарь, поскольку закончила Славянский железнодорожный техникум.

— Тяжело ли было сменить сферу деятельности?

— Мне не было тяжело по той простой причине, что я начинала работать при предыдущем директоре — Валентине Ефремовне Крутий, которая мне тогда очень помогла. Она очень хороший человек. Были рядом со мной ещё двое замечательных женщин-методистов — Надежда Дубина и Татьяна Ширшова из «Мрії». Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что многое сделано за эти четверть века. Прежде всего, выполнялись капитальные ремонты, выделялись средства на приобретение аппаратуры, костюмов. Сейчас продолжается то же самое, но нагрузка возросла. Стало больше кружков, увеличилась численность детей, появились очень хорошие специалисты. Кружки у нас как платные, так и бесплатные, поэтому всегда есть альтернатива. Кроме того, сдаём в аренду помещение для бальных и восточных танцев. Есть такой Центр танцевальных искусств, которым руководит Любовь Александровна Мурза. Это очень хорошее нам подспорье по хореографии.

— Сколько вообще насчитывается кружков?

— У нас, в основном, вокальная и хореографическая студии. Организованы танцевальный коллектив «Каприз», вокальная студия «Соло плюс». Первую хореографическую группу ведёт Екатерина Викторовна Резванова, а вокальную студию — Ирина Владимировна Дехтярёва. У нас поют взрослые и дети, и разновозрастные группы молодёжи.

Если взять хореографическую студию, то это шесть групп, а вокальная студия насчитывает три ансамбля — молодежный, два детских, есть несколько квартетов, два трио, шесть или семь дуэтов.

— А каков по численности преподавательский состав?

— Два руководителя вокального и хореографического коллективов.

— Сколько всего работает человек в штате?

— Вместе с директором 10 творческих работников, есть еще и художник по совместительству. Хотела бы добавить, что на нашей базе создан методический отдел клубных учреждений, а их у нас в районе 19. Вот мы и курируем эти клубы, а также готовим профильные семинары.

— Вы сами участвовали в методических семинарах областного значения?

— Конечно. На нашей базе такие семинары проводились неоднократно. Например, в 2018 году состоялось два семинара областного значения, было много участников из разных городов Донецкой области — Славянска, Краматорска, Дружковки и так далее. Два года назад тоже проходил областной семинар.

— Татьяна Алексеевна, какие на сегодняшний день у вас наиболее востребованные кружки?

— Это, конечно же, вокал и хореография с множеством разновидностей по жанрам — народные, восточные, бальные и многие другие танцы. Что касается вокала, то мы исполняем самые разные песни — например, украинские народные, эстрадные. Но занимаемся и композицией, сами создаем песни. Есть у нас такие талантливые девчонки, как Александра Панченко. Она пишет стихи, потом подбирает фонограмму с нашим звукорежиссером — и вот не так давно прошла премьера песни «День Европы». Открою вам секрет: в скором времени будет премьера еще одной песни «Дівчата різали косу». Она написана Александрой на основе материала из книги Елены Билозерской «Снайпера АТО».

— В Лимане есть два Центра культуры, но уместно ли считать Дворец культуры Лиманского локомотивного депо вашим конкурентом?

— Это наши товарищи и друзья, мы вместе работаем на общее благо.

— А кто, на ваш взгляд, является по значимости номером один?

— Вы знаете, я бы не проводила такие параллели, это нетактично. Мы никого не затеняем, делаем свое дело, участвуем в совместных общегородских мероприятиях. Взаимное сотрудничество — вот что самое главное.

— Назовите сильные стороны ваших коллег, есть такие?

— Конечно, у них есть чему поучиться — в том числе и мне как руководителю. У них, как вы знаете, большая массовость на мероприятиях, да и мы к ним постоянно приезжаем. Вы сами посудите, у них вместимость 700 мест, а у нас 300. Есть же разница.

— А кружков там больше или вы равны?

—На мой взгляд, равны, но мне очень нравится, как у них развита театральная студия, которую ведёт Наталья Васильевна Маслова. Это вообще на весь город такая «изюминка»! И, как я уже говорила, мы с ними активно сотрудничаем — например, по обмену костюмерной базой, а конечный результат — участие в совместных мероприятиях. От этого наши уважаемые зрители только в выигрыше.

— Татьяна Алексеевна, у вас нет театральной студии?

— У нас группа театральная, а вот у них, действительно, студия — хорошая, добрая, настоящая. Я очень уважаю ее руководителя Наталью Васильевну — она режиссер от Бога и замечательный педагог.

— Кого бы вы всё-таки назвали из своего творческого коллектива, кто может быть достоин того, что бы о нем упомянули в газете?

— Я готова назвать всех десятерых, кроме себя. Алена Николаевна Котлярова — это мой заместитель по организационно-методической работе, Виктория Алексеевна Зенчук, зав. сектором, организатор культурно-досуговой деятельности, Юлия Юрьевна Сорока, зав. детским сектором, два руководителя — Екатерина Викторовна Резванова и Ирина Владимировна Дехтярёва… Словом, в нашей дружной команде люди выкладываются на все сто.

— Имеете ли вы какие-то значимые награды за годы многолетней работы?

— Кроме того, что нам присвоена высшая категория по оплате труда — то есть вознаграждение за многогранную, плодотворную деятельность, я сама была в свое время «Человеком года». Есть у меня и «Почесна відзнака» от Президента Украины, и памятная статуэтка. Но, в целом, это заслуга всего коллектива, ибо без него я ничего не смогла бы достичь.

— Что ж, благодарим вас за содержательное интервью.

Витольд Надеждин, Андрей Ефименко