Громады Донетчины ждут законы, которые ускорят децентрализацию

18

На территории Донецкой области созданы 17 объединенных территориальных громад. 10 из них, где состоялись первые выборы, полноценно функционируют и пользуются преимуществами децентрализации. Еще 7 не могут завершить процесс объединения, пока не приняты необходимые законы. Какие законопроекты могут ускорить реформу местного самоуправления в регионе, рассказал Максим Ткач, советник Донецкого Центра развития местного самоуправления, во время пресс-конференции в Антикризисном медиа-центре.

«В последнее время темпы реформы местного самоуправления в Донецкой области несколько замедлились. С одной стороны, это может быть связано с завершением политического цикла и подготовкой к президентским и парламентским выборам. С другой — процесс децентрализации тормозит несовершенная законодательная база. Пришло время принять законы, которые ускорят реформу и предоставят новые возможности для развития громад», — подчеркнул Максим Ткач.

Среди законопроектов, которые «зависли» в Верховной Раде — об административно-территориальном устройстве Украины, о службе в органах местного самоуправления, о регулировании градостроительной деятельности и другие.

Важнейшим среди них является закон об основах административно-территориального устройства — законопроект № 8051. Он отменяет постановление Президиума Верховного Совета УССР 1981 года, которым сейчас регулируется порядок формирования административно-территориального устройства Украины. Безусловно, пора провести «декоммунизацию» и этой части законодательства. Особенно актуальным этот вопрос является для Донецкой области, которая имеет сложное подчинение городов (так называемые «города-матрешки»).

«Из семи громад, которые ожидают проведения первых выборов, по крайней мере трем необходимо изменение административно-территориального устройства. Белозерская и Новодонецкая объединенные территориальные громады уже почти созданы, но оба города подчинены Доброполью. Святогорск находится в подчинении Славянская, и пока этот вопрос не будет решен, Святогорская громада не сможет завершить объединение», — сообщил Максим Ткач.

Также принятие закона об основах административно-территориального устройства должно урегулировать районное распределение территорий. В то же время законопроект не содержит карты громад, поэтому новое формирование районов пока только обсуждается.

Второй по важности в блоке законопроектов о децентрализации — проект № 8369 о службе в органах местного самоуправления. По словам эксперта, действующий закон был принят еще в 90-е годы и слишком устарел. Сейчас перед местными служащими встают новые вызовы, обусловленные новыми полномочиями.

«В случае создания способной территориальной громады, ОТГ получает новые финансовые возможности и новые полномочия, однако ключевой проблемой остаются кадры и эффективное управление. Законопроект позволит привлечь новых работников на конкурсной основе, чтобы управление на местах вышло на новый качественный уровень», — пояснил Максим Ткач.

Насущной необходимостью является также внесение изменений в Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад».

«В Донецкой области обновленный перспективный план охватывает объединенными громадами всю территорию. Но в других областях перспективные планы утверждают областные советы, и чем ближе к выборам, тем больше их депутаты занимаются политикой. Также представители бизнеса часто формируют громады под себя, не считаясь с методикой. Соответствие перспективных планов методике создания объединенных громад, даст возможность в том числе создавать большие ОТГ городам областного значения», — отметил Максим Ткач.

Не пропускайте ни одной новости, подписавшись на наш канал в Telegram  — https://t.me/liman_in_ua