Каменные бабы. Загадки древних памятников Лиманщины

2442

Одними из самых распространённых и загадочных древних памятников архитектуры в наших краях, несомненно, являются половецкие каменные статуи или, как их ещё принято называть, «каменные бабы». Эти статуи изображали как женщин, так и мужчин.

Учёные считают, что эти изваяния ставились в память умершим на вершинах курганов, а название «баба» происходит от тюркского слова «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Чириков Г. С. в своём очерке о каменных бабах в 1901 году приводит такое интересное определение: «…в старину у нас называли эти бабы «девками каменными», с тех пор они постарели и теперь зовут их не иначе, как «бабами», а их кавалеров — «баба-мужик»».

 

Каменные бабы, собранные на горе Кремянец в городе Изюм

Дожившие до наших времён летописи повествуют о том, что в глубокой древности тюркоязычные кочевые народыпеченеги, торки, половцы — вели захватнические и опустошительные войны для завоевания новых участков бескрайней степи. В 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, половцы впервые появились у границ русских княжеств: Черниговского, Киевского и Рязанского. С 1061 года начались регулярные побоища между двумя пограничными народами.

В середине ХІ века половцы вытеснили все остальные племена и народности на побережье среднего и нижнего Донца, и к концу века жизнь в этих степных районах стабилизировалась. Половцы заняли огромную территорию Евразии, которая стала называться Половецкой степью, и сейчас принадлежит Казахстану, России, Украине, Молдавии и Румынии. На берегах Северского Донца этот кочевой народ задержался. В разных летописях упоминаются древние города: Сугров, Шарукань (Чешуев), Балин (Галин), которые в 1116 году ходил покорять князь Владимир Мономах. До сих пор ведутся споры о местоположении этих загадочных городов. Многие историки ищут эти города в районе бывшей Харьковской губернии.

Половцы оставили о себе замечательную память на многие поколения в виде каменных баб. Статуи встречались «стелообразные», «сидящие» и «стоящие» и относились к разному времени, начиная с ХІ века, из которых «стоящие»более поздние (XII-XIII век). Интересная деталь, объединяющая тюркские каменные изваянияприжатая к животу чаша или сосуд. Во 2-м выпуске альманаха «Изюмщина» (2008 г.) Маловичко А. А. в своей статье о половецких бабах рассказывает, что у многих тюркских народов в прошлом существовал обычай заменять покойника на поминках деревянной куклой. «Куклу в одежде умершего сажали среди гостей, угощали её едой и питьём, а потом ей приносили жертвы. Чтобы участвовать в пире со своими родственниками и друзьями, эта кукла-покойник должна была иметь сосуд…»

Каменные бабы, собранные на горе Кремянец в городе Изюм

Половина всех древних городищ в Харьковской губернии, к которой долгое время относился наш район, была сосредоточена возле берегов Северского Донца. Большая часть древних курганов находилась в южной и восточной частях губернии. А вот каменные бабы сосредоточились исключительно в южной половине губернии, переходя непрерывной полосой в соседние уезды Екатеринославской губернии. Особенно их много было в Изюмском уезде и в Змиёвском.

Уже в середине XIХ века половецкие бабы находились далеко не на своём настоящем местоположении. В то время было модным среди помещиков украшать древними памятниками свои усадьбы, довольно много баб находились у частных владельцев. Их свозили со всей округи, в том числе и из соседней Екатеринославской губернии. Даже если каменные статуи никуда не были вывезены, они могли служить межевыми или путеводными знаками, различными приспособлениями в хозяйственных постройках, многие из них были разбиты и навсегда утрачены для науки.

В «Харьковском календаре на 1884 год» написано: «В Щуровской волости при слоб. Щуровой 8 бабъ… В Ямпольской2 каменныхъ бабы, обѣ на курганах». На самом деле изваяний на территории современной Лиманщины было больше. Изюмский уезд по количеству каменных баб в Харьковской губернии занимал первое место.

На сегодняшний день во всём Лиманском районе не осталось ни одной каменной бабы. Последнюю каменную бабу в Щурово, стоявшую в лесу, завалили во время лесного пожара 1972 года, и дальнейшая её судьба мне неизвестна, впрочем, как и остальных.

Фрагмент археологической карты Харьковской губернии профессора Багалея Д.И., 1906 год

Профессор Багалей Д. И. в 1906 году составил археологическую карту Харьковской губернии. Каменные бабы на карте представлены специальным условным знаком. На территории современного Лиманского района половецкие статуи профессор Багалей наблюдал в районе Щурово, Ямполя, Закотного, Заречного и Торского. Особый интерес представляют примечания к этой карте. Например, под красными цифрами «18» вокруг Щурово в примечаниях значится:

«При слободе Щуровой 4 каменные бабы. Одна на меже на север, одна на восток на расстоянии 3 — 4 вёрст., а 2 — в парке наследников г-на Гирс в с. Щуровой. Все стоят со всеми принадлежностями, за исключением одной, которая без головы… стоящие; все держат руки у живота; цвет дикий, серый; все мужского пола.

По другим сведениям, 5 баб в имении Щуровой, принадлежащих наследникам Гирс, шестая в воде — около водяной мельницы, 4 — в саду в виде украшений, все они хорошо сохранились… Все фигуры сидящие; две женского пола, 3 мужского; на одной из них заметны косы, заложенные под шапку. Перевезены они лет 70 тому назад помещиком Шабельским».

Гирс Михаил Николаевич и его дети, Татьяна и Николай, стали наследниками щуровского имения после смерти жены Михаила, Ольги Константиновны Гирс, урождённой Бутковой. Имение наследников находилось в центре Щурово по нынешней улице Соборной. На карте чёрная цифра «5» возле значка «каменная баба» указывает на количество этих статуй в одном месте. Видимо, коллекцию статуй, находящуюся в самом помещичьем имении, собирали ещё предыдущие владельцы. Каменные бабы встречаются во многих частных садах.

Каменные бабы, собранные на горе Кремянец в городе Изюм

Последующие щуровские помещики Шабельские позже тоже интересовались древностями. Один из рода ШабельскихШабельский Помпейбыл действительным членом Одесского общества истории и древностей, увлекался историей, в 1848 году вышла в свет его интересная и содержательная статья «Историческое описание реки Северного Донца, близ Святых гор», где он поэтически писал о загадочных статуях:

«Невольное уныние овладевает душею при мысли, что на том месте, где некогда вмещалось славное Хазарское царство, нет почти следов былого! Всё исчезло: одна лишь зелёная степь, подобно безбрежному океану, расстилается на тех местах, где некогда высились города и красовались здания. Лишь изредка холмятся курганы, красноречиво именуемыя местными жителями могилами, и эти то могилы являются взору как призраки минувшего, а разбросанные по степям кумиры показывают позднейшее порабощение этой страны идолопоклонством…»

Молчаливые каменные бабы, растянутые сейчас по разным местам, будут ещё долго сохранять свои тайны. А мы, глядя на них, можем лишь только догадываться, о чём думал древний мастер восемь веков назад, изготавливая очередную культовую статую.

Неля Фотина, краевед, член НСКУ

Ранее «Лиманская Сторона» рассказывала, как могла измениться Лиманщина в начале ХХ века из-за проекта по шлюзованию реки Северский Донец.