Когда сможем долг отдать. Международный день Земли в Лимане

199

22 апреля – Международный день Земли. Это не столько праздник, сколько повод ещё раз задуматься о проблемах хрупкой и уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира.

Накануне этой даты, 20 апреля, в читальном зале Центральной городской библиотеки Виктория Мацегора, ведущая на базе 7 класса гимназии творческое объединение «Школа журналиста», и библиотекарь Людмила Калиновская пригласили ребят к путешествию по литературно-музыкальным страницам жизни природы Донбасса.

Организаторам мероприятия удалось выбрать тот верный тон повествования, на который откликнулись юные души. После вступительного слова журналистов ребята попали в чарующий мир природы Донецкого края. Видеофильм начался с титров на фоне живописных уголков: «Донбасс – это не только шахты и пыль, это ещё и сотни милых сердцу мест…». С неподдельным восхищением смотрели ребята на невероятно красивые пейзажи Енакиево, окрестности Дебальцево с чистыми озёрами, цветущими полянами. Их сменили не менее красивые места вокруг Горловки. Тихий возглас удивления вырвался у ребят (ведь на мероприятиях шуметь нельзя!), когда они увидели белоснежные стены Святогорской Лавры над седым Донцом. Удачно используя видеосъёмку, авторы ещё и ещё раз убеждают нас: как прекрасна земля. Не было ни одного кадра, изображающего развороченную взрывом землю, израненные осколками снарядов деревья. Но мы-то знаем, что по этим красивейшим местам прошла война. И в продолжение мыслей о прекрасной земле появляются другие: что же сделал с ней человек? И как будто в подтверждение  этих горьких размышлений фильм заканчивается титрами: «Миллионы людей просят мира на этой земле». К сожалению, тема войны и мира стала главной сейчас. Чтобы сохранить нашу удивительную планету для будущих поколений, на ней должен воцариться мир. И тогда можно решать остальные экологические проблемы.

Страничка за страничкой сменяли друг друга времена года с присущими только им признаками, разнообразием растительного мира, часть из которого уже внесена в Красную Книгу. Звучала прекрасная музыка П. И. Чайковского из «Времён года», Д. Темкина (США) «Зелёные листья июльских лесов» в исполнении преподавателя музыкальной школы Татьяны Владимировны Ширшовой.

Она помогла ребятам услышать, как падает на землю лист за листом в золотую осеннюю пору, услышать шелест зелёных листьев и почувствовать прохладу июльского леса в летний зной. Человеку подвластно многое на этой земле: не только насадить леса и рощи, но и запечатлеть их красоту волшебной кистью художника, чудными, проникающими в душу звуками музыки, застывшими на миг, благодаря кинокамере и фотоаппарату, уникальными уголками природы. И не менее важная для человека задача – сохранить эту красоту. Диссонансом увиденному и услышанному звучали стихи о том, какой после себя может оставить человек землю. Как же быть, как бороться с теми, кто слеп и глух к окружающему? Авторы мероприятия исподволь, ненавязчиво подводят учащихся к ответу: для этого не обязательно махать шашкой и рваться в бой с теми, кто по своему недомыслию губит нашу планету. Нужно самому делать её прекрасной. Как? Так, как это неутомимо делает на Донбассе садовод Виктор Масюк. На трёх гектарах земли он вырастил более 100 сортов роз. Ребята с восторгом смотрели видеофильм, где, как в сказке, раскинулось великолепие розовых плантаций. Белые, кремовые, бордовые, алые, невероятных оттенков. 22 года он посвятил выращиванию этих дивных цветов. Его плантации открыты для всех. Он продаёт, дарит розовые кусты. Его мечта – вырастить миллион роз. Сотни людей везут от него это чудо, чтобы сделать прекрасным свой уголок земли. «Хочется после себя оставить что-то», – застенчиво улыбаясь, говорит садовод. Что оставят после себя ребята, в восхищении взиравшие на чудо природы, созданное человеческими руками? Рано говорить об этом. Но фильм заставил задуматься – и это уже один шаг к этой цели, ради которой ежегодно отмечается день Земли.

На мероприятие была приглашена член литературного объединения «Промінь» Галина Рябченко. Она умеет общаться с детьми, взять верный тон в беседе с ними.

Так, порой с шутливыми вопросами, с доступным для понимания семиклассников и вместе с ними, она размышляла о нашей земле, которая начинается для каждого с вишенки или яблоньки в собственном саду, о роли и назначении человека. Её простые, бесхитростные стихотворения для детей помогают им всмотреться в окружающий мир, раскрыть для себя его неповторимую красоту:

Одуванчик-солнышко сделал парашютик,
Улетать собрался, он, увы, не шутит.
Ветра лишь попутного одуванчик ждёт,
Сотни парашютиков ветер унесёт.

Удивление вызывает у юных журналистов вопрос: «Вы слышали, как яблоньки жужжат?» Ребята дружно отвечают: «Нет!». А это оказывается, начало стихотворения «Яблоньки».

Вы слышали, как яблоньки жужжат?
А я услышала недавно – лишь вчера.
Увидела, как лепестки цветов дрожат,
Как будто им взлетать пора пришла.
Поёт хор пчёлок в нежных лепестках,
Закончив песню, в улей улетают…

А вот она делится своим видением, осмыслением такого явления, как «слепой дождь».

Шёл по городу дождь-инвалид. Инвалид, потому что слепой. Слепой, потому что не видел Солнца в выси ещё голубой. А шалун пацанёнок-ветер
Стал слепому поводырём.
И помчались они, как дети,
Взявшись за руки крепко, вдвоём.

Так постепенно, не вдаваясь в надоевшие молодёжи назидания, Галина Дмитриевна подводит слушателей к тому, ради чего установлен этот день Матери Земли:

Пора и проснуться,
Встать, оглянуться –
О помощи просит Мать!
Природы мы дети, Но кто же ответит.
Когда сможем долг отдать?!

Закрыта последняя страничка. Время, отведенное для встречи, подошло к концу. Но ребята не торопились расходиться. Видно было, что всё увиденное, услышанное здесь, затронуло их души. Дай Бог, чтобы не погасла искорка, пусть маленькая, осознания себя ответственным за то, что происходит на нашей планете.