На темы духовные. ЖИТЬ ПО-БОЖЕСКИ

224

Если внимательно проанализировать историческую литературу нашей страны, то можно без труда удостовериться, что в годы трагических потрясений, войн и смут люди начинают активнее посещать храмы, искать спасение в вере.

Именно там многие обретают уверенность, становятся крепче духом. Но и здесь велик соблазн угодить в сети заблуждений: как только отступили несчастья, то можно и про храм позабыть. Иначе говоря, некоторые наши соотечественники неизменно действуют по принципу «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И все же для истинного христианина такой поверхностный подход противоестественен. Как вывести невоцерковленного человека из «духовной спячки», в чем кроется подлинный смысл веры православной, трудно ли соблюдать Божьи заповеди в современных условиях – обо всем этом рассказал нашим корреспондентам настоятель Свято-Николаевского храма, расположенного на южной стороне Лимана, протоиерей Сергий.

— Предлагаю начать с истоков: как Вы пришли к Богу?

— Знаете, это сравнимо с тем, как ты впервые влюбился в свою жену. Необъяснимый процесс, да и только. В общем, в один прекрасный день Господь, коснулся моей души и поставил на путь истинный. А случилось это еще в юношеские годы, когда впервые попал на исповедь к одному из местных священников. Но то были лишь первые проблески. Спустя годы, уже в зрелом возрасте, я окончательно понял: без веры жить на земле невозможно. Кстати, мои родители также были убежденными христианами, но ходить в храм побаивались. Ничего не поделаешь – время было такое. А иконы в нашей семье, конечно же, были. Как же без них? Но хранились они в укромных местах, чтобы не привлекать внимание незваных «гостей». Это сегодня людям молодого поколения непонятно, как это могли преследовать за веру. А в застойные советские годы такое случалось сплошь и рядом. Но, слава Богу, те времена канули в Лету. Не будем забывать, что в советские годы в Лимане имелся всего лишь один единственный Храм в честь Петра и Павла, а нынче их насчитывается пять. И то, что приходы множатся, подтверждает главное – лиманцы стали больше обращаться к Богу. И это, на мой взгляд, большой плюс.

— Что означает для православного человека быть христианином?

— В первую очередь — это означает быть человеком в лучшем понимании этого слова. Не причинять зло другим, а, напротив, творить добро. И, конечно же, любить ближних. Самое главное – носить высокое имя христианина не формально, а подтверждать его денно и нощно всей своей жизнью. А что это означает? Быть со Христом с момента принятия Святого Крещения. Если человек был крещен в младенческом возрасте, ответственность по воспитанию будущего христианина ложится на крестного отца, крестную мать, и, конечно же, на родителей. Если же Крещение принято во взрослом возрасте, человек по своей сознательной свободной воле отрекается от диавола и сочетается со Христом. Но христианство для каждого из нас, еще раз повторю, не должно быть поверхностным, обрядовым. Ведь многие как считают? Я христианин, потому, что ношу нательный крест, пощусь по мере сил, хожу в церковь. Все это похвально, но является лишь внешними признаками. Вспомните, евангельский фарисей тоже хвалился, зайдя в Божий храм: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как другие люди – молюсь, пощусь, десятину жертвую от своего дохода…». А, мытарь, стоявший рядом в том же Храме, не смел даже поднять глаз к Небу, и все время повторял: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» Эти сердечные слова раскаяния мы повторяем каждый раз в утренних молитвах. То есть быть христианином значит осознавать свою грешную природу, свое несовершенство, стремиться с Божией помощью исправлять свою жизнь – в том числе исповедуясь, причащаясь Святого Тела и Крови Господних. А другая сторона настоящего христианина – это, как я уже говорил, его отношение к ближним. Будем же стараться жить так, чтобы через нас действовала Божья благодать, будем помнить, что человек раскрывается в добре, которое он делает другим. Мы должны иметь живое общение с Творцом, не черстветь сердцем к ближним. На этой основе и строится наша христианская жизнь.

— Выражаясь исключительно мирским языком можно сказать, что пост сегодня вошел в моду, особенно у тех, кто интересуется здоровым питанием. Скажите хорошо это или плохо?

— С одной стороны, это, конечно же, хорошо. Но давайте исходить из того, что пост установлен Самим Богом, однако по церковным канонам стремление поститься – это не просто здоровое питание. Отказываясь на некоторое время от скоромной пищи, мы не только очищаем свое тело, а ведем борьбу со своими грехами. Но к посту, само собой, мы должны прилагать молитвенные усилия – словом, возрастать духовно. То есть пост является не диетой, не самоцелью, а средством, помогающим нам исцелять свою душу.

— То есть самосовершенствоваться?

— Да, именно так! Здесь очень важно понять вот что: со времен грехопадения Адама и Евы человеческая природа повреждена, она подвержена разного рода греховным страстям. Вы только подумайте, если такой духовный подвижник, как святой Макарий Великий все время повторял: «Боже, очисти меня грешного, потому что ничего доброго не совершил пред Тобою», то что уж говорить о нас! Однажды совершенный грех, поступок или допущенный в сердце помысел живёт в человеке всегда – точнее, до тех пор, пока не придем на исповедь и искренне не раскаемся. Ведь степень познания своих грехов определяет уровень духовной жизни. С грехами очень трудно бороться, это известно всем. Многим, конечно же, хотелось бы пожить на земле всласть и в рай попасть, но не будем обманываться – так не бывает. Будем же помнить слова Спасителя: «Царство Божие силою берется, и лишь употребляющие усилия, восхищают его». Поэтому нужно стараться жить в рамках и законах Господних. Очищая свою душу постом, совмещенным с молитвой, мы приближаемся к Богу. Ценнее этого ничего не было, нет и быть не может. Церковь, призывая соблюдать пост, не ставит цели следить за талией и других сугубо светских желаний. Вот как сказано в Священном Писании: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам».

— Сейчас идёт Петров пост. Какие советы можно дать постящимся, или тем, кто только хочет приобщиться к посту?

— И одним, и другим нужно, прежде всего, разобраться, что такое пост? И какой должна быть конечная цель – в данном случае Петрова поста? Не просто выдержать и вытерпеть эти недели отказа от скоромной пищи, а стать ближе к Богу. Вот это и есть главная цель! Мы призваны совершенствоваться духовно в течение всей своей земной жизни. А затем каждому из нас предстоит выдержать экзамен перед Самим Господом. Но помнить нужно уже сейчас – пересдачи не будет. Так вот, установленные посты – в том числе и Петров за счет невкушения скоромного, усиления молитвенного правила – чтения утренних, вечерних молитв, Евангелия, Псалтыри помогают нам взрастать духовно во славу Божию, во имя любви к ближним. И не надо думать, что если Петров пост не является строгим, то можно позволить себе расслабиться. В церкви все имеет значение, здесь мелочей не бывает. А, стало быть, прислушивайтесь к своей совести, которая является голосом Божиим, выполняйте прописанные духовные упражнения – они вас подымут и укрепят.

— Должна ли сохраняться тайна исповеди?

— Всегда беспрекословно должна соблюдаться. Это святая святых. Ведь исповедь есть тайна между Богом и греховным человеком, а священнослужитель всего лишь свидетель этого таинства. Если же священник, грубо говоря, разболтает то, что невольно услышал, то он недостоин своего сана. Но, к сожалению, история показывает, что были случаи разглашения исповедей. Впрочем, бывали редчайшие случаи, когда ценные для следствия подробности из исповеди помогали раскрыть тяжкие преступления. И в такой ситуации священник шел по этому пути во имя спасения человеческих жизней.

— Что, на ваш взгляд, привлекает молодёжь идти в церковь?

— И молодых, и пожилых людей, и детей привлекает идти в церковь Сам Бог. Потому что в Священном Писании сказано: «Церковь – это столп и утверждение истины», здесь незримым образом на каждого человека действует Божия благодать. Конечно, тут нельзя упустить из виду и пример воцерковленных родителей, которые сызмальства водили своих чад на богослужения. И давайте не будем забывать, что молодые люди ярче, а в чем-то даже и по-максималистски воспринимают окружающий мир. И если уж Господня благодать коснулась сердца юноши или девушки, можно с уверенностью сказать – они нашли свою дорогу к Храму. Тем более, когда ты чаще ходишь в церковь, то с каждым разом мир духовный все больше открывается для тебя. Заповеди Божии насколько легки, насколько является искренней твоя вера, и насколько велико желание их выполнять.

— Много ли таких людей, которые с малого возраста пришли в церковь и остались в ней?

— Могу сказать откровенно – их не так много, но, к сожалению, я не располагаю точной статистикой. Нередко бывает так, что родители приводят детей в церковь, малышам, несмотря на их непоседливый характер, нравится здесь. Они жадно, словно губка, впитывают благодать Божию. Конечно, зачастую дети шумят, и здесь от взрослых прихожан требуется максимум деликатности. Не забываем слова Спасителя: «Пустите детей и не мешайте им приходить ко Мне». Слышите, что говорит Сам Господь? В этом и заключается наша миссия – помочь маленьким прихожанам находиться в лоне Матери-Церкви. Конечно, иной раз бывает, что дети, вырастая, забывают о храме, но Господь их все равно позовет. Ведь мир, как говорят святые отцы, лежит во грехе, мы давно все погибшие, порабощенные греховными страстями, и оживить может нас только Творец. А к Нему мы приходим только через покаяние. Иного пути нет.

— Насколько реально выполнять заповеди Божии в эпоху информационных технологий и бурного развития цивилизации?

— Мне, кажется, что сейчас стало гораздо проще выполнять заповеди, чем это было раньше. Ведь появилась возможность, к примеру, зайти в интернет и послушать святых отцов – и тем самым подпитаться светлыми и добрыми мыслями. При правильном использовании интернета можно обогатить себя ценными познаниями духовной жизни, читать, не выходя из дома, душеполезную литературу, и даже отыскать без труда нужный акафист или молитву. Оперативное получение нужной информации быстрее помогает усвоить Христовы заповеди.

— Известно ли Вам о каких-либо чудесах Божиих?

— Чудо сопряжено с общением с Богом. Это истинное чудо! Но это настолько личное, что трудно даже передать словами. Ты, например, человека любишь, и это есть чудо. Наступил новый день, и это тоже чудо Божие. Видишь вокруг себя красоту природы, купол небес, зеркало воды, ковер зеленой травы – и это тоже диво дивное. Будем же ценить каждое мгновение своей жизни и помнить о бессмертной душе, данной нам Богом.

Витольд Надеждин