Наперегонки с ветром. НЕ РАССТАНУСЬ С ВЕЛОСПОРТОМ…

169

Взялся за эту тему, и невольно вспоминается песенка давно позабытых времен «…Ветры и версты, убегающие вдаль, сядешь и просто нажимаешь на педаль». Впрочем, в велоспорте все не так просто, как может показаться на первый взгляд, это вам не прогулочная езда на дорожном велосипеде обычном или складном. На спортивных тренировках, и тем более на соревнованиях, без преувеличения, семь потов сойдет. Но, с другой стороны, радость движения, дух соперничества превосходят любые нагрузки и кто может об этом лучше поведать, нежели человек, который всю свою сознательную жизнь связал с велосипедным спортом.

Итак, знакомьтесь: сегодня мой собеседник Петр Шарапов не киношный опер из культового сериала Станислава Говорухина, а известный тренер-преподаватель Донецкой областной специализированной детско-юношеской школы по велоспорту.  

Как известно, Петр Васильевич, школа, где вы работаете, ныне базируется в Лимане?

— Совершенно верно. До начала боевых действий на Донбассе ее главный офис располагался в Донецке, а филиалы были во многих городах Донецкой области — от юга до севера. Но затем, в 2014-м, когда запылала война, руководство областного Управления физической культуры и спорта приняло решение о передислокации данной школы в Лиман. Осенью того же года это решение вступило в силу.

Но ведь известно и другое: велошкола в Лимане существовала давно.

— Полностью с вами согласен. Она была основана при спортивном обществе «Колос» в далеком «чернобыльском» 1986 году. Просто с недавних пор мы обрели областной статус, и на данный момент, помимо Лимана, у нас есть филиалы в Краматорске, Бахмуте и Мариуполе. Вообще, надо сказать, что в Лиманском регионе для занятий велоспортом существуют идеальные условия, здесь живописная местность с прекрасным природным рельефом, манящими лесами и голубыми озерами. То, что эти края в самый раз подходят для велотренировок и проведения соревнований я понял еще в начале 80-х.

А где вы тогда работали?

— На крайнем северо-западе Донецкой области, в Александровке. Этот райцентр граничит с Добропольским районом, но самое интересное заключается вот в чем. Именно в аграрной Александровке в начале 80-х был создан первый в области межколхозный спортивно-оздоровительный клуб. Наряду с легкой атлетикой, футболом, там проходили и занятия велоспортом. И, надо сказать, эта сельская глубинка спустя несколько лет обрела сногсшибательную известность. Выходец из Александровского межколхозного спортклуба Александр Марковниченко завоевал «золото» на Чемпионате мира в Токио в командной гонке на 100 километров. Об этом именитом украинском парне (друзья его шутливо называют «Морковка», но он не обижается) взахлеб писала не только японская пресса, но и ведущие мировые издания. Вот так можно из межколхозного клуба подняться на всемирную высоту.

Сенсационный факт, ничего не скажешь. И все же, Петр Васильевич, как сложилось так, что вы променяли Александровку на Лиман?

— Видите ли, тренируя местных ребят, преподавательский состав не ограничивался лишь александровскими местами. Я, в частности, не раз выезжал со своими воспитанниками в Лиманский регион, в Щурово, где организовывались спортивные лагеря. Мне очень понравилась Лиманщина и закралась мысль: а почему бы не основать здесь велошколу? Тогдашнее руководство Лимана поддержало эту идею, и, как я уже говорил, в 1986 году она получила реальное воплощение.

А вот скажите, каким образом к вам пришла идея посвятить свою жизнь велоспорту?

— Это интересная история. Когда я обучался еще в начальных классах общеобразовательной школы, родители купили мне замечательный двухколесный велосипед «Орленок». В начале 60-х годов прошлого века и позднее эта модель, выпускаемая в литовском городе Шауляй, была невероятно популярной, она являлась мечтой и школьника младших классов, и ребенка чуть постарше. Уже за рулем «Орленка» я ощутил вкус к динамике движений, меня настолько это увлекало, что просто дух захватывало. Потом мне купили уже спортивный шоссейный велосипед, и я начал посещать, как сейчас бы сказали, профильную секцию. Занимался велоспортом при железнодорожном спортивном обществе «Локомотив» у известного тренера Анатолия Петровича Колганова. И вот однажды осознал, что велоспорт для меня больше, чем просто увлечение.

И после окончания средней школы вы поступили в профильное учебное заведение?

— Не совсем так. Сначала закончил Донецкий политехникум по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий и установок».

Удивительный, я бы сказал, поворот судьбы, несмотря на желание связать свою судьбу с велосипедным спортом.

— Я вернулся к нему, отслужив в Вооруженных Силах. А специальность, полученная в техникуме, мне пригодилась на бытовом уровне. Но, возвращаясь к теме велоспорта, скажу, что после демобилизации поступил в тогдашний Киевский государственный институт физической культуры. Затем, после окончания вуза возглавил в Дружковке спортклуб «Машиностроитель». Но меня все же тянуло к тренерско-преподавательской деятельности, с которой не расстаюсь и по сей день. Дальше, как вы уже знаете, работал в Александровке, а с 1986 года — в Лимане.

Петр Васильевич, насколько сейчас велик интерес к велоспорту? Есть ли в городе железнодорожников условия для тренировок спортсменов на уровне сборной Украины? 

— На оба ваших вопроса отвечу утвердительно. Интерес к занятиям велоспортом не снижается. Наоборот, после получения нашей школой статуса областной он только возрос. А что касается воспитания будущих участников для сборной команды Украины, то у нас имеются и надлежащие условия, и конкретные результаты.

А какие, позвольте полюбопытствовать?

— Пожалуйста. В целом, от нашей специализированной школы в сборную Украины до 2014-го мы готовили 8-9 человек ежегодно, сейчас, в связи с изменившимися условиями этот показатель составляет, в среднем, 4 человека. Добавлю также, что наши особо талантливые ученики оттачивают свои способности в Бахмутском училище олимпийского резерва и в Дружковской школе высшего спортивного мастерства. Так вот, за период с того же 2014 года от нас в Бахмут совершенствовать свою подготовку уехало порядка 20 спортсменов, в Дружковку — четыре.

Показательная статистика, это уж точно. Но есть еще вопрос касательно отношений с местными органами власти, и, в частности, с мэром Лимана Петром Цимиданом.

— Хороший вопрос. У нас сложилась добрая, конструктивная атмосфера. Петра Федоровича я знаю давно, и, думаю, ни для кого не секрет, что он неравнодушен к спорту, по возможности старается нам помочь. В свое время он нам эффективно содействовал в предоставлении помещения для велобазы на Южной стороне города. Наряду с этим Петр Федорович поспособствовал тому, что ведущим спортсменам и, в частности, лучшим велосипедистам присуждается ежемесячная городская стипендия, сумма которой в пределах тысячи гривен. К примеру, по итогам первого полугодия этого года мы подали документы о назначении такой стипендии нашим участникам сборной Украины. Это Данил Белоус и Дмитрий Полупан, достигшие в велоспорте весьма успешных результатов. Данил стал призером чемпионата Украины по велоспорту, состоявшегося в Белой Церкви Киевской области, а Дмитрий признан победителем многодневного чемпионата в гонке на шоссе, проходившего в Сумах. Еще одна наша воспитанница Анна Олейник победила на серии чемпионатов в Черновцах по маунтинбайку — то есть в соревнованиях по велоспорту на пересеченной местности. Между прочим, у нас в Лимане запланировано строительство единственной в Украине трассы BMX.

А что это за трасса? 

— Это не шоссейная дорога, как кто-то может подумать. Данная трасса предназначена для BMX-велоспорта. Его еще иначе называют экстремальным, поскольку он связан с выполнением фигурных элементов на велосипеде. Строительство вышеназванной трассы ожидается в районе озера Лиман, и при успешном осуществлении проекта на этой локации можно было бы проводить не только чемпионаты Украины, но и некоторые международные соревнования. Кстати, в воплощении новаций в жизнь нам оказывает существенную поддержку Донецкое областное Управление физической культуры и спорта, которое возглавляет Владимир Петрович Мыцык. При его непосредственном содействии мы смогли выполнить капитальный ремонт нашей инфраструктуры в Лимане, на что было выделено около 1,5 миллиона гривен.

Далее, благодаря финансированию со стороны этого же Управления, были приобретены два автомобиля сопровождения и обслуживания соревнований и тренировок, комплекты соответствующей формы, по которой наших воспитанников идентифицируют как представителей областной специализированной детско-юношеской спортивной школы по велоспорту. К тому же каждый год закупается порядка 10 импортных велосипедов соответствующих моделей. Это и шоссейная велотехника, и маунтинбайки — то есть горные велосипеды. Цена одной единицы колеблется, в среднем, в пределах 18-20 тысяч гривен, наш двухколесный парк в надлежащем состоянии поддерживает опытный веломеханик Виталий Викторович Ковнеров.

Что ж, позвольте поблагодарить вас за содержательное интервью и пожелать дальнейших спортивных побед.

— И вам спасибо.

Витольд Надеждин

Не пропускайте ни одной новости, подписавшись на наш микроблог в Twitter по ссылке https://twitter.com/liman_storona