Новые факты о первом священнике лиманской Петропавловской церкви

193

Наверное, одной из самых таинственных и значимых личностей селения Лиман за все время его существования можно считать Стефана Афанасьевича Келебердинского. Таинственная — потому как очень сложно найти какую-либо информацию, характеризующую человека, который жил около 250 лет назад. Сухие факты, многое приходиться додумывать. А об исторической значимости Стефана Келебердинского убедительно говорит его должность — первый священник лиманской Петропавловской церкви. Значение церкви во времена основания Лимана было всеобъемлющее, и в судьбе самого селения она играла основополагающую роль.

Недавно произошло легендарное событие — на сайте FamilySearch наконец-то открыли долгожданный доступ к украинским архивам (https://www.familysearch.org). Теперь каждый украинец может изучать свою родословную, разбирая почерка священников в метрических книгах. Хотя наиболее продвинутые пользователи сети интернет еще раньше успели воспользоваться этими архивами на генеалогических форумах.

Метрические книги лиманской Петропавловской церкви, в которых священник Стефан Келебердинский регистрировал родившихся, умерших и бракосочетающихся, находятся в ЦГИАК в Киеве и ведут свой отсчет с 1767 года. В первой лиманской метрической книге церковь называется «новостроящейся», а сама слобода Лиман — «новонаселенной». Книга заполнена аккуратным почерком и состоит всего из 7 страниц. Здесь же стоит запись, что в декабре у священника Стефана Келебердинского родился сын Даниил. На последней странице значится: «Стефан Келебердинский — 27 лет, сын его Даниил — шести недель».

Последняя страница метрической книги за 1767 год Петропавловской церкви слободы Лиман

Но невольно напрашивается вопрос: где же этот священник находился до 1767 года? Ответ вскоре нашелся в метрических книгах Троицкой церкви более древней слободы Мояк (современные Маяки). Здесь было две церкви — Троицкая и Покровская. В Троицкой церкви и правил службы Стефан Келебердинский вместе с еще одним священником Василием Михайловским. Это удалось выяснить из метрической книги слободы Мояк 1765 года, которая хранится в ЦГИАК в 2009 фонде. Вскоре обнаружились метрические книги 1762-1764 годов Мояк только уже в фонде 1989 в ЦГИАК. В эти годы Стефан Келебердинский также находился на службе в Троицкой церкви, а сами Маяки назывались местечком Мояк. С 1765 года это древнее селение стало записываться уже как слобода.

Осталось только найти метрическую книгу 1766 года, чтобы уточнить важную деталь: где в этом году находился Келебердинский. Если его в Маяках не было, то можно было бы предположить, что уже в 1766 году им правились службы в Лимане. А это косвенно бы сдвигало недавно выясненную дату основания самого Лимана.

К сожалению, не все старинные архивы дожили до наших дней. И чем старше документы, тем меньше шансов их найти. Когда я привыкла к мысли, что метрической книги 1766 года уже не существует, вдруг мне на глаза попалась заблудившаяся среди более поздних дел 1776 года вырванная страничка нужного мне документа. Испорченная грибком, с выцветшими по внутреннему краю чернилами — но это была последняя страница метрической книги 1766 года Троицкой церкви слободы Мояк! Мой взгляд зацепился за подпись на последней строчке: «Стефан Келебердинский». Я столько раз изучала этот почерк, что просто не смогла проскочить мимо этих витиеватых букв.

Найденная страница метрической книги за 1766 год Троицкой церкви слободы Мояк

Итак, еще одна загадка разгадана. В 1767 году священник Стефан Афанасьевич Келебердинский из слободы Мояк был переведен в новонаселенную войсковую слободу Лиман. И случилось это, видимо, ближе к марту, так как в январе и феврале в Лимане не зарегистрировано ни одного случая рождения или смерти, а первое бракосочетание здесь состоялось только в мае 1767 года — женился цареборисовский житель Марк Котосонов на дочери дробышевского жителя Панкрата Юркова (к сожалению, имя девицы не указано). В августе в Лимане, видимо, случилась какая-то эпидемия — умер 21 ребенок.

Регистрация умерших в первой метрической книге Петропавловской церкви слободы Лиман 1767 года

В слободу Лиман священник Келебердинский переехал с женой Татьяной Ивановной и двумя детьми — с 3-х летней дочерью Надеждой и 2-х летним сыном Константином. Через полгода Константин умер, а через два месяца у Стефана родился еще один сын — Даниил, о котором и шла речь в первой метрической книге Лимана.

Всего у Стефана Келебердинского мне удалось насчитать 8 детей. Детская смертность в те времена была очень высокая, поэтому, кроме Константина, у священника умерло еще 2 сына в младенческом возрасте — Иоанн и Яков, а также дочь Екатерина — прожила всего 4 года.

Старшая дочь Надежда в январе 1780 года вышла замуж за Григория Павловича Клобиткова — «войскового обывателя войсковой слободы Печенег». Сын Даниил впоследствии тоже стал священником — с 1792 года он правил службы вместе с Петром Гриневичем в войсковой слободе Шандриголовской в Богословской (Святого Апостола Иоанна Богослова) церкви. Была еще дочь Марфа и сын Прокопий. Прокопий Стефанович Келебердинский служил дьячком в лиманской Петропавловской церкви с 1789 года.

Смущает возраст самого Стефана Афанасьевича Келебердинского. В метрической книге 1766 года указано, что ему 38 лет, в 1767 году — 27 лет, в исповедной росписи 1772 года — ему 46 лет, в 1775 году — 51 год, в исповедной росписи 1782 года — ему 57 лет. Картина, мягко говоря, странная, особенно, если учитывать тот факт, что священник собственноручно записывал эти цифры.

Умер Стефан Келебердинский в Лимане 5 июня 1782 года, если верить записям — в возрасте 58 лет. По крайней мере, он сам указал в последней исповедной росписи свой возраст. К сожалению, причина смерти тогда не указывалась. Править службы в лиманской Петропавловской церкви продолжил священник Иоанн Голеховский, который помогал Келебердинскому с 1779 года.

В Полтавской области в Кременчугском районе на левом берегу Днепра есть старинное казацкое село, бывшее сотенное местечко Полтавского полка — Келеберда. Не исключено, что первый священник лиманской Петропавловской церкви был выходцем как раз из этих мест…

Неля Фотина, краевед, член НСКУ