Познавая прошлое. МУЗЕЙ ПРИОТКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ

199

Удивительно меткий античный афоризм гласит: все стирается со временем, но само время благодаря памяти становится нестареющим. Убедиться в правоте этих мудрых слов несложно – просто побывайте в Лиманском краеведческом музее. Соприкоснитесь с загадочным прошлым, ощутите его таинственное дыхание, и вы поймете, что время, действительно, не имеет возраста. Посетив эту уникальную сокровищницу старины, ловишь себя на мысли, что былое здесь воспринимается точно так же, как и настоящее. Что совершенно объяснимо, ибо экспонаты минувших лет – больше, чем просто вещи. Эти бесценные раритеты переносят каждого из нас в ту эпоху, которая не исчезла за горизонтом истории…

Уже войдя в вестибюль Лиманского музея, образно говоря, улетаешь в космос. Потому что попадаешь в окружение бесценных реликвий. И первое, на что нельзя не обратить внимание – замечательный фотоснимок космонавта Леонида Кизима на фоне Вселенной. А внизу, под фото, красноречивая подпись «Звездный сын Краснолиманщины».

Это, поверьте, окрыляет любого входящего, уносит куда-то вдаль в неизведанные миры…Кстати, не желаете ли примерить «космические» перчатки? Пожалуйста, директор музея Татьяна Иваненко любезно предоставляет такую возможность. Каждому. Но особенно в восторге от этого дети. Кому же из них не хочется почувствовать себя космонавтом? И самые маленькие, и те, кто постарше, надевая сей атрибут звездной экипировки, просто на седьмом небе от счастья. Сияют глаза, искрятся улыбки, делаются многочисленные селфи. Еще бы, ведь эти перчатки принадлежали Леониду Денисовичу, выдающемуся украинскому покорителю Вселенной. Он привез их весной 1981-го, после своего первого полета командиром корабля «Союз-Т3» в ноябре 1980 года.

Впрочем, не только этот экспонат привлекает внимание многочисленных посетителей. Слева от центрального входа на стеллажах можно увидеть точный макет космолета «Союз-Т3», шапочку Л. Кизима, надеваемую под гермошлем скафандра, еду для экипажей орбитальных комплексов.

Кстати, о пище в тубах, давно ставшей музейным достоянием. Это, например, гречневая каша, вишневый сок, а также ломтик хлеба. На упаковке значится дата выпуска «1980 год», но внешний вид продуктов ничуть не изменился: крупинки сохранили свою целостность, цвет сока темно-красный, насыщенный. Эти и многие другие экспонаты подарил музею Леонид Кизим, светлая ему память. Этот удивительный человек, между прочим, налетал в космосе в общей сложности 367 дней (рекорд, которым не каждый астронавт может похвастаться), совершил шесть выходов в межпланетное пространство. Он не дожил всего лишь два месяца до своего 70-летия, но свет его звезды всегда с нами. В буквальном смысле, поскольку одна из звезд нашей Галактики названа именем Леонида Кизима.

Ход исторических событий сродни курьерскому поезду, мчащемуся без остановок. Позади остаются города, вокзалы, годы, столетия… А, мы с вами все же сделаем остановку, потому что в Лиманском краеведческом музее возможно все, или почти все. Среди множества экспонатов в зале, посвященном стальной магистрали, примечателен железнодорожный «генеральский» китель темно-синего цвета и фуражка. Эта строгая, солидная форма принадлежала человеку, о котором в Лимане знает и стар, и млад. Звали его Константин Александрович Гасиев, а возглавлял он бывшее Краснолиманское отделение ни много, ни мало – 23 года. При нем железнодорожная инфраструктура кардинально изменилась, а город транспортников неузнаваемо похорошел.

Достаточно сказать, что только на южной стороне Лимана по инициативе К.Гасиева было высажено более 200 деревьев лиственных и хвойных пород. Здесь же одна из улиц в рамках декоммунизации переименована в честь Константина Александровича. А что касается его железнодорожной формы, то стоит заметить: она верой и правдой прослужила своему хозяину не одно десятилетие. После ухода из жизни именитого руководителя его родные передали в музей эти предметы гардероба, как самую дорогую реликвию. Ей отведено наиболее почетное место – слева от входа в зал железнодорожной истории.

А разве можно упустить из виду еще один запоминающийся экспонат – платье помощника машиниста из высококачественной шерсти? Нет-нет, я не оговорился, именно платье, поскольку в 30-40-е минувшего века помощниками машиниста работали и женщины. Одна из них – Глафира Тараненко, с именем которой связан замечательный подвиг в годы Второй мировой. Когда линия фронта проходила по Северскому Донцу, туда снаряжались наши эшелоны с техникой и боеприпасами, чтобы громить немецко-фашистских оккупантов. Ясно, что поездки проходили под постоянными обстрелами врага. И вот когда в одном из таких фронтовых рейсов машинист был тяжело ранен, Глафира Евменовна, не раздумывая, заняла его место и сумела довести состав к месту назначения. За этот подвиг она была удостоена ордена Боевого Красного Знамени. Достойный пример для будущих поколений, и, к сожалению, актуальный до сегодняшнего дня.

 

А какой же музей в городе железнодорожников без рельсовой техники, или, по крайней мере, без ее уменьшенных копий? Правильно, и поэтому здесь вниманию посетителей представлены макеты двух паровозов. Один из них – серии ФД, и точь-в-точь повторяющий очертания настоящего локомотива. С этой тяговой машиной времен вообще связана интересная история. Дело в том, что на ней работал знаменитый в те годы машинист Георгий Шумилов. Причем, не просто работал – Георгий Сергеевич не знал самоуспокоения, не желал почивать на лаврах. Короче, Шумилов превратил свой паровоз в мобильную лабораторию передового опыта. Не станем вдаваться в технические подробности его экспериментов – скажем лишь только, что усовершенствованный локомотив демонстрировал отличные эксплуатационные характеристики. И вот, в знак уважения к шумиловским достижениям умельцы тогдашнего паровозного депо Красный Лиман изготовили точный макет локомотива ФД. Несмотря на то, что этому экспонату без малого семьдесят лет, он и сегодня притягивает восторженные взоры публики – а особенно детворы.

Другой паровоз-макет, размером поменьше, имеет свою не менее примечательную историю. Вот что рассказывает об этом директор Лиманского краеведческого музея Татьяна Иваненко:

От оригинала данный мини-экземпляр ничем не отличается, за исключением его величины. Но исторические факты неопровержимо свидетельствуют: именно такие локомотивы выпускались в Германии в 20-е годы прошлого века. В паровозное депо Красный Лиман этот макет привезли немецкие железнодорожники. Дело было примерно в конце 50-х—начале 60-х годов минувшего столетия. Не могу точно утверждать, откуда приезжала делегация – то ли из бывшей ГДР, то ли из ФРГ. Тогда, естественно, тоже происходил живой обмен передовым опытом – тем более, что на сети советского МПС осуществлялись кардинальные преобразования – модернизация железных дорог, переход на электротягу. Зарубежным гостям все это было интересно, и, как видите, навещали они нас не с пустыми руками. Поначалу этот паровоз-макет находился у локомотивщиков, но затем занял достойное место в нашем краеведческом музее…

В руках Татьяны Павловны `звездный` сертификат Леонида Кизима

Татьяна Павловна – знаток своего дела, страстно влюбленная в старину. Именно поэтому несколько часов, проведенных в Лиманском краеведческом музее, подарили истинное наслаждение, обогатили новыми знаниями о людях и событиях минувшей эпохи. Та эпоха, как уже говорилось, воспринимается не менее отчетливо, чем современность. Потому что жива память о прошлом, которая бережно передается из поколения в поколение.

 

Владимир Юзовский, специально для «Лиманской стороны», фото автора