Прирожденный машинист с улицы Гасиева

340

В День железнодорожника. С праздником!

 «Лиманская Сторона» искренне и сердечно поздравляет жителей Лимана с «первопрестольным» праздником нашего города – Днем железнодорожника Украины! Желаем всем работникам, ветеранам стальных магистралей крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, дальнейших успехов в их нелегком труде. Выражаем твердую уверенность, что ваш высокий профессионализм и верное служение избранному делу и далее будут способствовать всестороннему развитию железнодорожного Лимана! С профессиональным праздником!

 

Прирожденный машинист с улицы Гасиева

Главное богатство Владимира Беднова, живущего на самой железнодорожной улице Лимана это, конечно же, стальная магистраль. Вот уже многие годы он связан с ней неразрывными узами, а выбором локомотивной профессии обязан отцу умудренному опытом талантливому наставнику, профессионалу с большой буквы. Беднов-старший безраздельно посвятил свою жизнь железной дороге, он не одно десятилетие трудился машинистом в локомотивном депо Лиман. Искусство вождения грузовых поездов, в том числе и тяжеловесных, постиг в совершенстве и, конечно же, ему хотелось, чтобы сын унаследовал отцовскую профессию. Собственно, так оно и вышло, а сегодня со всей уверенностью можно утверждать: контроллер локомотива в надежных руках.

В чем же она заключается, стратегия успешных рейсов? Надлежащее техническое состояние локомотива, скоординированность действий между машинистом и дежурным по станции ─ все это понятно, но есть еще один немаловажный нюанс. Тут имеется в виду правильный психологический настрой перед каждой поездкой. То есть просчитываются заранее особенности будущих маршрутов, включая профиль пути, выбор режима вождения в зависимости от веса состава и многое другое. Такое программирование здорово помогает, настраивает на успех, что неоднократно подтверждалось на практике.

Как же все-таки здорово, идти навстречу любимому делу, которое так и притягивает словно магнит. Город еще только начинает пробуждаться, стряхивать с себя приятную дремоту, а Владимир Беднов, разминая ноги, уже идет принимать локомотив по своей излюбленной улице Гасиева. Она вошла в его жизнь с самого детства и своими трогательными воспоминаниями не отпускает до сих пор. Он минует несколько переулков и вот оно, родное депо, магически влекущее к себе. Сорокалетний Беднов не раз ловил себя на мысли, что не смог бы прожить и недели без этой поездной круговерти, без изрядно полюбившейся локомотивной стихии.

Владимир отлично знает, что выбранная им специальность добра и справедлива лишь к тем, кто беззаветно предан ей ─ и потому готов ради нее не считаться со временем, отдавая себя целиком и полностью любимому делу. Только таких фанатов своего дела она щедро одаривает мастерством, признанием и материальным достатком. Но и она же порой проявляет жестокость к равнодушным, не прощает малейших ошибок, а порой безжалостно выбрасывает «за борт». Тут только держись: либо пан, либо пропал.

Всем и каждому известно ─ за спиной машиниста огромный груз ответственности, за который он всегда в ответе. И хотя сложность выбранной профессии порой определяется тоннами усталости, привезенными из многочисленных поездок, горьковато-солоноватым привкусом пота, опустошенностью от напряжения, все же лучше ее для Беднова нет. Да и не может быть. Зато в День железнодорожника ты чувствуешь на своих плечах с золотистыми погонами бремя славы избранной профессии, слышишь начищенную медь ее труб.

Как уже упоминалось, это наставник-отец стал для Володи замечательным примером для подражания. Это именно он привил сыну любовь к будущей специальности. Так что после окончания школы Владимир не терзался муками выбора профессии. Он твердо решил учиться на помощника машиниста. К тому же Беднов-старший не раз любил говаривать, что водить поезда ─ настоящая мужская работа. Это искусство сродни шахматам, где многие ходы нужно уметь гроссмейстерски просчитать наперед. Сын жадно впитывал все разговоры отца о профессии, о радостях и неурядицах на работе, и уже тогда понимал, что все это скоро станет делом его жизни. Владимир вначале поступает в Лиманское железнодорожное училище, а затем закрепляет знания в Славянском техникуме имени Кривоноса по специальности «Локомотивное хозяйство».

…Поезд воспоминаний часто прибывает вне расписания, достаточно лишь привести в движение колеса цепкой памяти, ностальгии по прошлому. Все детские и юношеские впечатления связаны у Владимира с его родной улицей, где он рос и мужал, откуда ходил на обучение в профтехучилище. Здесь он встретил свою будущую жену Ольгу, которая сегодня работает бок о бок с ним в цехе эксплуатации локомотивного депо Лимана оператором компьютерного набора. К слову, в те времена любимая улица именовалась Чапаева, и лишь совсем недавно переименована в честь известного начальника отделения Донецкой магистрали Константина Александровича Гасиева. В.Беднов убежден, что смена уличной вывески ─ вполне справедливое решение. Увековеченный в памяти народной известный железнодорожник сделал множество добрых дел, как для города, так и для одноименного железнодорожного узла. Это в его бытность Лиман прирастал целыми жилыми кварталами, поднимались как на дрожжах социально значимые объекты, среди которых особенно выделялся современный спортивный комплекс «Локомотив». Стремительными темпами развивалась и инфраструктура крупнейшей в стране сортировочной станции.

─ Мои земляки нескрываемо рады тому факту, что в прошлом авторитетный хозяйственный руководитель получил собственную именную улицу, ─ подчеркивает Владимир. ─ Поверьте, он это заслужил, ибо, не покладая рук, трудился во благо родного Лимана. Сам того не желая, Константин Гасиев навечно вписал себя в летопись Донецкой магистрали. А улица, названная в его честь, по праву считается самой железнодорожной в городе. Считаю, что Гасиев был нашим лиманским Кирпой, которого до сих пор чтут и уважают в отрасли. Так что жить на улице, носящей имя знаменитого железнодорожника, для меня не только почетно, но и очень престижно.

Плечи обслуживания машиниста Беднова простираются от Лимана до Нижнеднепровск-Узла, Скотоватой, Лозовой, Фенольной, Святогорска и Курдюмовки. Словом, адресация, по которой колесит наш герой, вывозя широкий ассортимент грузов, довольно разноплановая. Тут и станции, вплотную примыкающие к линии соприкосновения, и, так сказать, тыловые узлы, живущие сугубо мирной жизнью. Чаще всего ему приходится водить составы с солью, углем, глиной, строительными материалами. И, что немаловажно, Владимир освоил все марки электровозной тяги, поэтому может легко пересесть с возрастного ВЛ8 на самый современный локомотив 2ЕЛ4. Последняя машина приятна во всех отношениях. Она тяговита и предельно комфортна ─ словом, не чета своим стальным собратьям. Но на чем бы не доводилось ездить Беднову, свою перевозочную миссию он выполняет на «отлично».

Сколько раз случалось так, что управляемый Бедновым локомотив начинал «капризничать» на пустынном перегоне, а иной раз и вовсе отказывался ехать по неустановленной причине. И тогда нужно было сделать все возможное, чтобы привести его в чувство, не дожидаясь резервной подмоги. Это покоряется лишь тем, кто досконально знает оснастку тяговой техники. Владимиру Беднову и его помощнику Вячеславу Афоненко поправить здоровье потрепанному временем электровозу не раз удавалось в предельно короткий срок, не выбиваясь из графика. Как-то в прошлые времена при въезде на станцию Углегорск в локомотиве неожиданно отказал один из контакторов и состав пришлось спешно остановить. Буквально за пятнадцать минут неисправность удалось устранить благодаря грамотному обследованию кабельных соединений. Одно из них, как выяснилось, пригорело. Пришлось локомотивщикам самостоятельно заменить провода и отправиться в путь.  Нет, как ни крути, а легких рейсов не бывает. Но в первооснове мастерства лежит главное — выйти победителем из нестандартной ситуации. Ибо, преодолевая время и расстояние, машинист еще и преодолевает самого себя. Потому в экстремальной ситуации важно собраться в единый кулак, не растеряв те навыки и умения, которыми владеешь в привычных обстоятельствах.

─ Спору нет, ситуации в пути следования случаются разные. Но успех любой поездки зависит от слаженности действий локомотивной бригады, ─ говорит Владимир Анатольевич. ─ Мы не гоняемся за подвигами, для нас куда предпочтительнее стабильный подход к делу. Словом, способны обеспечивать устойчивый ритм грузоперевозок.

…Беднов приветливо поднимает руку: «Здорово, старина!» ─ а напарник Афоненко отвечает непринужденным, размашистым жестом: «Салют!» Они вновь встретились ─ машинист и помощник, чтобы отправиться по очередному маршруту. Их хорошо «отрепетированный» дуэт существует уже более восьми лет, и ни разу не привезли они из рейса ни брака, ни серьезного замечания. Может потому, что понимают друг друга с полуслова. Они как-то быстро подружились и впоследствии каждый многое перенял от другого.  Сейчас они идут принимать локомотив к поездке, а это дело нешуточное. Заряжают скоростемерную ленту, проверяют тормоза, радиостанцию и контроллер, проводят визуальный осмотр главных приборов и узлов. Словом, предрейсовая ревизия идет без малейших поблажек. Во время проверки работоспособности машины Беднов всецело доверяет своему помощнику, ибо тот еще не разу не подкачал. На все про все по регламенту отводится 32 минуты. И почти всегда в этот норматив они успевают уложиться. Завершив приемку локомотива, Беднов по рации связывается с дежурной по станции и сообщает о готовности принять необходимый маршрут к перевозке. После короткой паузы машинист получает предписание забрать снаряженный состав с солью по станции Бахмут и доставить в Лозовую. Спустя час, подхватив солевой маршрут на белых рудниках, они берут курс на Южную магистраль, где диспетчеры уже проложили графиковую нитку беспрепятственной езды. Четко соблюдая скоростной режим, бригада колесит по обновленным электрифицированным «улицам», уходящим вдаль за горизонт…

Впрочем, и в Лиман Беднов и Афоненко возвращаются не налегке: за спиной вереница вагонов со стройматериалами. И хотя к концу рейса чувствуется, как навалилась свинцовая усталость, но ощущение что скоро будешь дома не сравнимо ни с чем. А, значит, улица Гасиева вновь примет их в свои приветливые объятья…

Виктор Свердлов, специально для «Лиманской Стороны»