Радость Воскресения

368

Считанные дни остаются до того момента, когда православные Украины встретят великое Христово Воскресение. По всей стране в храмах пройдут торжественные службы, а верующие будут здороваться друг с другом словами  пасхального приветствия: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

По традиции в Светлую Пасхальную ночь с субботы на воскресенье в мире свершается некий дивный перелом: Христос побеждает смерть и торжествует над нею. Как отмечать этот весенний праздник праздников,и что он означает для истинного христианина, рассказал настоятель Лиманского храма преподобного Лаврентия Черниговского и Ксении Петербургской отец Сергий.

— Пасха традиционно связана с гастрономическими пристрастиями. Для простого обывателя это возможность вволю наесться куличей, освященных яиц, испробовать отменного кагора, но ведь этот праздник имеет и глубокий сакральный смысл, выше всяких земных услад. В чем,на Ваш взгляд, кроется истинное значение Пасхи Христовой?

— В этот день Господь показал нам, что все мы будем воскрешены. Но сам праздник Пасхи предварён Великим постом. А он, в свою очередь, предлагает нам воспитать самих себя в воздержании и строгости. Иначе говоря, избегать гнева и раздражительности, остерегаться осуждения ближних. Но, главное – этоуподобиться Христу, который никогда и никого не осуждал. Так, нам предложено измениться в лучшую сторону. И, какизвестно, окончание поста венчается светлым праздником Воскресения Христова. Поэтому мы имеем возможность быть соучастниками этого Таинства Воскресения. Мы как бы воскрешаемся в новом состоянии – без гнева, без раздражительности, без уныния, без чревоугодия, без сквернословия. Именно такой и должна быть для нас Пасха. Но, к сожалению, как вы правильно сказали: для рядового обывателя Пасха носит исключительно гастрономический смысл. А вот духовность для таких людей не всегда выходит на первое место. Но так быть не должно. Во время Пасхи все же важно умерить свои аппетиты, чтобы не переедать, не перепивать, и, тем самым, не впасть, опять же, в очередной грех.

— В своем послании апостол Павел говорит: я определил, что Христос один и тот же во все века. Какой смыслвкладывается в эти слова особенно накануне Светлого Христова Воскресения?

-Смысл прост: Христос один и тот же и вчера, и сегодня, и всегда. И стремление у него одно и тоже: всегда помогать человеку. И таким он останется навсегда. Господь не изменен, он не меняется в зависимости от времени.

— Как нужно встречать и праздновать светлое Христово Воскресение?

— Пасху нужно начинать встречать с храма. Прийти на службу, исповедаться и причаститься. Но к этой процедуре необходимо заблаговременно готовиться. С этого неизменного правила и нужно начинать встречать Воскресение Христово.

— Помните ли вы первую Пасху в своей жизни?

— А как же? Конечно же, помню. Она пришлась на 1986 год, когда я еще был школьником. Вместе с родителями пришел отпраздновать Светлое Воскресение в село Хрестище, что неподалёку от Славянска. Прежде чем попасть туда, мы преодолели пешим ходом расстояние в пятнадцать километров. Это был поистине мой первый духовный подвиг. Для меня таПасха, действительно, была чем-то сакральным и неизведанным. В тот момент, когда я увидел первую в своей жизни службу, услышал пение церковного хора и даже принял в нем участие, то ощутил настоящее блаженство. Такое впечатление, будто очутился не на земле, а на небе. Те невероятные ощущения я бережно храню в своей душе и по сей день. Знаете, это как первая любовь, которая остается при вас навсегда.

— У вас довольно большая семья, как вы сами говорите четыре сыночка и лапочка дочка. Как в кругу близких вы отмечаете светлый праздник Пасхи, и какова реакция на это событие ваших детей?

— Дети, естественно, несказанно рады Воскресению. Они принимают в празднике самое активное участие. Первым делом все мы идем на службу, и детвора мне во всем помогает. Самый младшенький, Иван, всегда на подхвате в алтаре, а те, кто постарше участвуют в хоровом пении. После праздничной литургии мы всей семьей едем к родственникам и друзьям. Вот так всю неделю мы разъезжаем по гостям. И, конечно же, каждое утро у нас начинается с молитвы. Встречаясь в эту седмицу с близкими, мы неизменно восклицаем: «Христос Воскрес!» и получаем радостный ответ «Воистину Воскрес!». И всюду, где бы нам не приходилось бывать, нас всегда встречают пасхальными куличами.

— Иные наши соотечественники жалуются, что православная церковь не ведет большой просветительской работы, ожидая пока люди сами придут в храм. Так ли это?

— Нет, это вовсе не так. Уж если священник одел на себя рясу, то, идя по городу, всем своим видом он, как бы несет в массы свою проповедь. Кроме того, звонящие колокола зазывают людей в храм. Извечный вопрос «По ком звонит колокол?» отнюдь не абстрактный, он имеет самое прямое отношение к каждому из нас. И это тоже, считайте, часть просветительской работы. Надо учитывать и то, что проповеди проводятся открыто, и никто ни от кого их не скрывает. Другой вопрос, некоторые люди не хотят этого слышать и замечать, но это уже их личное дело. Или, скажем точнее, это их беда. Нет и не может быть никакой полноты счастья для тех, кто далек от Христа.

— Много ли воцерковленных в вашем храме или все чаще люди забегают поставить свечу, когда припечет.

— Скажу так: крещенных много, а вот воцерковленных, конечно же, меньше. В тоже время нельзя сказать, что интерес к вере падает. Все обстоит как раз наоборот, лиманцы все больше и больше проявляют интерес к церковной жизни. И, слава Богу, что у нас есть сплоченная церковная община. Этих людей не я привязал к храму, а сам Господь. И регулировать количество прихожан не моя преференция, это исходит свыше. Благодаря нашему преданному «ядру» прихожан и держится приход.

— Некоторых наших соотечественников смущают большие дома и дорогие автомобили священников. Говорят, это как-то не вяжется с устремлением к духовному. Что вы ответите таким людям?

— Прежде чем ответить предлагаю сделать экскурс на лет сто назад. К примеру, в дореволюционное время священнослужители, как правило, имели двухэтажные дома. На первом этаже жила прислуга, а на втором сам настоятель храма. И хотели мы того или нет, это устоявшиеся традиции. Вспомните украинскую историю: в селах самые хорошие подводы были у пана и священника. Это были первые лица в своей местности, на которых все брали равнение. А теперь представьте, если священнослужитель ездил бы на дряхлой подводе, ходил бы в рваном подряснике и жил бы в лачуге, то поверьте, он бы не пользовался авторитетом. Да и потом, чем лучше живет священник, тем лучше обеспечен приход, тем Господь сторицей воздает этим же прихожанам.

— Как правильно выйти из поста тем, кто в первый раз в этом году практиковал его. Есть ли какие-то правила?

— Сразу скажу, такие вопросы могут зарождаться только у невоцерковленного человека. Потому что из поста выхода нет. Да, вход есть, а вот выхода, как я уже сказал, нет. Когда человек входит в пост, он воспитывает в себе терпение, воздержание от гнева и держит в узде и другие скверные качества. И если, к примеру, он выработал в себе запрет на сквернословие, то как же он может выйти из поста. Что, начать вновь употреблять нецензурщину? Пост настоящего христианина должен сопровождать его всегда. Что имеется в виду? Постоянная работа над собой и своими ошибками. Вот почему я убежден, что выхода из поста нет.

— Сколько времени в день вы посвящаете чтению литературы и духовным размышлениям?

— Каждый раз по-разному. Иногда могу целый день заниматься чтением и размышлениями, а на другой день все свободное время вытесняет хозяйственная деятельность. И все же стараюсь как можно больше брать в руки литературу. Ведь без этого священник просто не может существовать. Чаще всего, читаю «Житие Святых», «Учения Иоанна Златоуста», Василия Великого, Григория Богослова и другую душеполезную литературу. Это нужно делать, чтобы воссоздавать в памяти то, что когда-то учил в духовной семинарии.

— Какие последние из увиденных и прочитанных книг или фильмов поразили вас больше всего?

— Мне доводится часто читать и духовную, и светскую литературу, просматривать немало интересных фильмов. К примеру, из духовных книг мне особенно запал в душу занимательный труд «Житие Алексия, человека Божия». В нем меня поразило вот что. Родители воспитывали Алексея в аскетичной среде христианства. Хотя  были они очень богатые и, тем не менее, показали ему истинный путь христианина. И Алексий взял нужный путь к вере, посвятив себя всецело Богу. К сожалению, в наше время у многих состоятельных родителей воспитываются непристойные чада. А то и вовсе доходит до того, что они соскальзывают в преступную среду. Отчего же так происходит? Все очень просто: им не показали истинный православный путь.

А еще совсем недавно я перечитал интереснейший рассказ «Кайдашева семья» Нечуй-Левицкого. В нем также остро стоит извечный вопрос об отношениях отцов и детей. Вывод из книги следует такой: своих детей мы должны хвалить на людях. А если же мы их будем унижать и притеснять, то впоследствии они точно так же будут к нам относиться. Словом, очень достойное произведение. Что же касается кинематографа, то из современных фильмов настоятельно всем рекомендую посмотреть «Остров». Ибо он поставлен в правильном русле духовной жизни. А еще советую познакомиться с кинолентой «Монах и бес». Поверьте, очень поучительная история.

— А есть ли у Вас светское хобби? Чем может увлекаться священник?

— Священник, как и любой человек, подвержен пристрастиям к увлечениям. К примеру, у меня главное хобби – ремонтировать автомобиль. Его я унаследовал от моего отца Владимира – ныне настоятеля Петропавловского храма в Лимане, а в прежней жизни отменного автомеханика. Кстати, моим любимым автомобилем является «НИВА». На протяжении всей жизни я неизменно придерживаюсь такого выбора. Этот автомобиль позволяет проехать где угодно, а, если надо, и оказать содействие другим автомобилистам. Мне частенько приходилось выручать тех, кто застрял на бездорожье. Тут же достаю трос и вытаскиваю пострадавшего из беды. И в этом состоит мой главный принцип — помочь ближнему. Для наших дорог «НИВА» просто незаменимый автомобиль. Первый внедорожник я вынужден был продать, чтобы рассчитаться за долги, образовавшиеся во время строительства храма. Второй собрал из металлолома. Но и с тем пришлось распрощаться, когда встал вопрос об изыскании денег на отлив колокола. А вот на третьей «Ниве» езжу, посей день, и, должен сказать, очень доволен. А еще моим излюбленным хобби стала музыка. Я с удовольствием играю на баяне, на фортепиано и даже пытаюсь освоить скрипку.

— Говорят, что благодать Божья бесплатна. Почему же за свечи и обряды в храме берут деньги?

Да, действительно благодать не имеет денежного эквивалента, как, впрочем, и все обряды, включая крещение и освящение. Но при этом существует такое понятие как рекомендуемое жертвование на содержание храма. И если человек, действительно, не имеет денег, мы его, как говорится, обслужим бесплатно. Еще раз хочу подчеркнуть: как таковой таксы за те или иные обряды в храме не существует. Есть лишь рекомендуемое пожертвование. С другой стороны, те же свечи или иконы храму нужно за что-то приобрести. И поэтому прихожанам рекомендуется заплатить за упомянутые предметы. У нас немало расходов: и за электричество, и за отопление, и зауслуги ремонтников. И на все нужно изыскать деньги. Вообще, еще до революции все храмы датировались из государственной казны, а сегодня нам приходится выживать за счет пожертвований прихожан. Ведь, согласитесь, храм нужно как-то содержать. И за помощь и поддержку я очень благодарен своим прихожанам.

— Что бы вы пожелали читателям нашего издания в канун праздника Пасхи?

— Желаю всем истинной веры и любви к ближним. И, конечно же, Божьей благодати!

Виктор Свердлов, главный редактор «Магiстраль-регiональна» специально для «Лиманской стороны»