Регистрация или прописка: какую реформу готовит правительство

101

Первый заместитель министра экономического развития и торговли объяснил, что изменит отказ от пресловутой «прописки».

Министерство экономического развития и торговли, Офис реформы административных услуг и группа народных депутатов Украины осуществили очередную попытку избавиться от такого рудимента советского закрепощения, как обязательная прописка по месту жительства. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №9218, который, по мнению авторов, закрепляет свободу передвижения граждан и свободный выбор места проживания в Украине.

Законопроект уже активно комментируют в соцсетях. Первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов дал свои комментарии на этот счет, чтобы уточнить основные положения предложенной реформы института прописки, а также прояснить, насколько эта реформа будет интересна рядовому гражданину. Об этом сообщает «Судебно-юридическая газета».

Почему трудно преодолеть такой рудимент советской эпохи, как прописку?

Институт прописки считается наследием советской эпохи, которую в течение 15 лет в Украине пытаются реформировать. В 2003-м был принят закон, который формально отменил прописку. Однако на практике она была просто переименована в «регистрацию места жительства», а процедура регистрации осталась такой же, как и процедура прописки.

Рудиментом выступает сама процедура прописки, которая имеет разрешительный характер. То есть человек регистрируется там, где позволили зарегистрироваться, а не там, где он действительно живет. Поэтому информация о месте проживания в реестрах территориальных общин на 30% не соответствует действительности.

В то же время регистрация места проживания действительно необходима. Все государства мира ведут учет места жительства и миграции своего населения, поскольку государству, местным органам, гражданам нужна такая информация для распределения бюджетных средств, планирования развития населенных пунктов и инфраструктуры, официальной переписки и тому подобное.

Что собой представляет декларативный принцип регистрации и онлайн-механизм его осуществления?

Согласно статье 3 законопроекта №9218, декларативный принцип заключается в предоставлении административных услуг по регистрации и снятии с регистрации исключительно на основании сведений, указанных субъектом обращения в заявлении, без предоставления дополнительных документов, подтверждающих эти сведения. Подтверждение сведений осуществляется только в случаях, предусмотренных законом. Орган регистрации или центр предоставления административных услуг не вправе требовать подписания заявления другими лицами (например, собственником жилья), кроме субъекта обращения, или требовать присутствия указанных лиц при подаче такого заявления.

Такая услуга будет доступна онлайн, если использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП) или другие средства идентификации, которые в дальнейшем будут определены в Правилах регистрации места жительства.

Обязательно в этом случае привязка к конкретному адресу, и какую роль здесь играют права собственности на жилье?

При регистрации места проживания привязка к конкретному адресу будет обязательной. Это позволит получать официальную корреспонденцию по адресу места жительства, а также даст первоочередное право на зачисление в школу по месту регистрации ребенка. Кроме того, избирательное и налоговое законодательство, а также законодательство о воинской обязанности предусматривают наличие у гражданина конкретного адреса. Соответствующие реестры будут получать сведения о месте жительства гражданина из списка территориальной общины.

В то же время, регистрируя место проживания, лицо не получает права собственности и проживания в этом жилье. Согласно статье 9 законопроекта, факт регистрации, снятия с регистрации места проживания не является основанием для приобретения или лишения субъекта прав на жилье и другое имущество, находящиеся по адресу зарегистрированного или снятого с регистрации субъекта. Это устраняет все риски для владельцев жилья и позволяет гражданам, например, зарегистрировать место проживания в арендованном жилье без каких-либо согласований и подтверждений со стороны владельца. Но при регистрации лицом места жительства, владелец жилья получает сообщение от органа регистрации.

Будет ли создаваться единая электронная база зарегистрированных граждан, и избавит это их от получения одних и тех же справок в различные органы?

Единая электронная база зарегистрированных граждан создаваться не будет. Однако проектом закона предусматривается, что все реестры территориальных общин будут между собой взаимодействовать через соответствующие информационно-телекоммуникационные системы, а органы будут обмениваться информацией о месте проживания без привлечения граждан. Это нововведение обеспечит соответствие информации о месте проживания и действительности на момент ее запроса, исключит возможность дублирования регистрации в реестрах территориальных общин, устранит необходимость подавать справки о месте жительства гражданина или состав семьи и отменит бумажный документооборот.

Как государство будет контролировать регистрацию всех граждан? И нужно ли это?

Ни одному государству мира не под силу контроль регистрации места проживания всех граждан (за исключением тоталитарных режимов). Информация о месте жительства государству нужна, но не настолько, чтобы получать ее принудительно или осуществляя жесткий контроль. Простой и доступный механизм регистрации, предложенный законопроектом, мотивирует граждан регистрировать место проживания без всякого принуждения и контроля со стороны государства.

Как все же избавиться от привязки регистрации (прописки) к начислениям всевозможных коммунальных платежей, субсидий и т.д.?

Во-первых, чтобы оплачивать реальные объемы потребляемых коммунальных услуг, а не нормативы потребления, нужно устанавливать счетчики за потребление газа, электричества, воды, тепла. В таком случае регистрация или снятие с регистрации места проживания лиц никак не повлияет на начисление коммунальных платежей.

Во-вторых, однозначной привязки регистрации места жительства к начислениям коммунальных платежей и субсидий нет. Фактическое количество лиц, проживающих в жилье, является большим приоритетом для коммунальных предприятий, чем количество зарегистрированных лиц.

Кроме того, законодательством не предусмотрено, что коммунальные предприятия могут использовать данные из реестров территориальных общин для начисления или перерасчета стоимости услуг. Отношения между поставщиками соответствующих услуг и гражданами регулируются исключительно договором.