С пользой для души. БОГОВДОХНОВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

224

Не секрет, что для многих людей ─ особенно для тех, которые редко ходят в церковь, чтение православной литературы представляется чем-то скучным и унылым. Не говоря уже о том, что в век компьютерных технологий мы вообще реже стали брать в руки обычные книги. Вечно жалуясь на нехватку времени, наспех «проглатываем» информационный интернет-контент, иногда позволяем себе полистать страницы электронных книжных изданий.

Но ведь это не идет ни в какое сравнение с печатной книгой, хранящей дух своего времени, являющейся самым надежным мостиком между писателем и читателями. А если автором затронута духовная тематика ─ образно, доступно, интересно, то это несомненный плюс для читающего человека. Напитываться жизненными историями, лейтмотив которых ─ неодолимая вера в Бога, Его реальная помощь в неимоверно сложных ситуациях ─ выше этого нет ничего на свете…

Сегодня на тему душеполезной литературы мы беседуем с протоиреем Сергием, настоятелем храма Лаврентия Черниговского и Ксении Петербургской на северной стороне Лимана.

─ Скажите, батюшка, какая православная литература, труды известных подвижников могут быть душеполезны в наше нелёгкое время? К примеру, книги игумена Никона (Воробьёва)?

─ Вы знаете, таких примеров более чем достаточно. Могу назвать еще одного подвижника ─ святителя Игнатия Брянчанинова. Его творчество пронизано христианскими ценностями ─ любовью к ближним, смирением, терпением. Но в тоже время ему приоткрылось будущее, он предупреждал об опасностях, которые выльются на мир. Как известно из истории, предсказания отца Игнатия сбылись. Какие были гонения на церковь, сколько людей жестоко преследовали за веру православную! Кстати, Брянчанинова очень хорошо цитирует Никон Воробьёв, на литературное творчество которого люди сегодня начали обращать повышенное внимание. И это не случайно, ведь отец Никон на своем земном жизненном пути пережил немало испытаний. Так вот, когда я сам читал Никона Воробьёва, то был удивлён простотой его объяснений тех или иных вещей. Простота в его изложении ─ это и есть глубина.

У нас же многие люди думают, что глубина ─ это что-то необыкновенное, труднодоступное для уразумения. Но глубина измеряется простотой, только так и не иначе. Вот, Никон Воробьёв, а он был иеромонах, описывает и лагерь, где находился в заточении, и наряду с этим приходит и к сущности понимания людского бытия. Вопреки тяжелейшим невзгодам, выпавшим на его долю, Никон Воробьёв пишет: «Всё что происходит вокруг, происходит для человека ─ для того, чтобы его спасти».

Чем еще отец Никон может быть нам полезен?

─ Повторю еще раз: он может быть нам полезен своими трудами и жизненным примером. Вот, скажем, он никогда не осуждал власть, хотя и претерпел от нее немало лишений, хлебнул горя с лихвой. А у нас сейчас что происходит? Стоит только включить телевизор ─ и когда во время трансляции заседания Верховной Рады или выпуска новостей у телеэкрана находятся родственники, знакомые, близкие ─ вы посмотрите, что творится с людьми! Наперебой ругают власть имущих. А их не осуждать ─ за них молиться нужно, как это делал отец Никон.

─ Иначе говоря, Никон Воробьёв призывал к смирению?

Он его являл на примере всей своей жизни. Отец Никон, повторюсь, молился за власть. Игнатий Брянчанинов тоже говорил, что какая бы власть ни была, она все равно Богом попущена. А что делать нам, православным христианам? Мы можем, к примеру, прочесть в Евангелии о том, как Сам Господь говорит о смирении и свидетельствует о Царствии Небесном ─ а не земном. Иисус Христос воплотился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии в то время, когда Израиль был под гнетом Римской империи. Все ожидали мессию-освободителя, надеялись, что Господь вызволит еврейский народ из римской неволи, но забыли о главном: Спаситель пришел, чтобы освободить людей от греха!

И вот во время земной жизни Христа была такая ситуация. Господь насыщает пятью хлебами пять тысяч человек, и когда люди увидели это, вот что сказали: «Смотрите, какие Он чудеса творит, кого же нам ещё надо»? И говорят Иисусу: «Мы Ирода свергаем, а тебя ставим царём». Но что ответил Господь? Он уклонился и ушёл, сказав: «Это не Мое. Я не от мира сего, Я пришёл спасти мир, но Я не от мира сего».

А каким образом может спастись каждый человек и весь мир? Только через покаяние. Вот и в наше сложное время многие люди задумались, стали приходить в храм молиться и каяться.

─ Значит, стало больше людей посещать храм?

─ Я отвечу так: больше людей самоопределилось, кто они есть и в чем заключается их главная роль в земной жизни. Надо почаще обращаться к Книге книг, стремиться жить по-евангельски, культивировать в себе лучшие человеческие качества, а не наоборот. Опять-таки, открывая Священное Писание, мы читаем о том, что в последние дни земной жизни Христа Его привели на судилище к Пилату. И вспомните слова, сказанные Иисусом: «Сын Божий идет, как написано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Божий предается, лучше бы тому человеку вовсе не родиться». То есть, нашёлся предатель Иуда, который предал Христа. Точно так же и в наши дни есть предатели, для которых нет ничего святого. Но вернемся снова к евангельскому повествованию. Когда Христа привели к Пилату, он вопрошал Его: «Скажи, откуда Ты, ведь я имею власть Тебя отпустить». Что же отвечает Спаситель? «Ты не имел бы никакой власти надо мной, если бы не было дано тебе это свыше. Неужели ты думаешь, что Я не мог бы умолить Отца своего, и Он дал бы мне в помощь миллионы Ангелов? Но Я не для этого пришел»… А сколько мучеников пострадали за Христа, за истинную веру православную! Вот, например, святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София, которая жила в Риме. Она знала, что римский император ─ ярый гонитель христиан, но тем не менее в адрес императора плохого слова не сказала. София готовила детей ко встрече с Христом, и все вместе они пришли к императору, облачившись в лучшие одежды. В течение всего своего земного бытия они жили по-христиански.

─ А что подразумевается под словами «жить по-христиански»?

─ Откройте и почитайте жития святых ─ вот истинные примеры христианской жизни. Конечно, уровень их святости для многих людей непомерно высок. Но по крайней мере мы должны стремиться хотя бы подражать тем, кто жизнью своей подтвердил слова Спасителя: «Возьмите крест свой и следуйте за Мной».

Есть ли такое понятие «священная война»?

─ Безусловно. Вот в 1941-1945 годах была священная война.

В каком случае церковь может благословить на то, чтобы взять в руки оружие?

─ Только если идёт священная война.

─ Какие Вы бы еще назвали труды монашеские, которые могут нас напутствовать в это сложное время?

─ И до сей поры остается актуальным святитель Игнатий Брянчанинов. А еще Феофан Затворник, у него есть мысли на каждый день. А из современных проповедников я бы, пожалуй, назвал Андрея Ткачева, или, например, Кураева. В чем-то с ними можно соглашаться, в чем-то нет, но они никогда не призывают к плохому. Самое главное во все века и времена ─ быть человеком, относиться по-христиански к своим близким, к властям. Нельзя проклинать тех, кто у власти, потому что зло, совершенное вами, к вам же и вернется. Молитесь за мэра, за губернатора, за Президента.

─ А что можно посоветовать человеку, чтобы он не отчаивался?

─ Вот возьмите пример из жизни одного святого. Амвросий Оптинский был болен, недуг его приковал к постели. Но он излучал такой Божий свет, такую благодать, что после встречи с ним люди светлели душой, уносили с собой благодарную улыбку. В моменты отчаяния надо избавляться от тех мыслей, которые мешают нам взывать к Богу.

Как бороться с унынием?

─ Очень просто. Почитать труды Никона Воробьева, ведь он прошёл лагерь, ссылку и когда находился в тюрьме, ему открылся сам Господь Бог. А с помощью Божией преодолимы любые препятствия, любые житейские невзгоды. Помните замечательные слова: «Если Бог за нас, то кто против нас»?

Много ли Вы знаете моментов, когда молитва оживляла людей?

─ Таких примеров достаточно. Среди тех, кто испытал на себе чудо молитвы и наши прихожане, которых привело сюда горе. Есть, непременно есть ещё один мир ─ но не тот, который мы видим, а другой ─ мир духовный, христианский, церковный, который не от мира сего. Как говорит Господь: «Я пришёл не от мира сего, чтобы спасти вас». А ситуация, сложившаяся сейчас, отрезвляет людей, наставляет их на путь истинный. Они приходят в церковь, где действует особая политика. Она заключается в том, чтобы молиться за свой народ, за власть предержащих, за свое государство.

Искренне признательны Вам за интересное интервью.

Андрей Ефименко, Витольд Надеждин